Петербургские обои
Обои это обязательный предмет интерьера любой петербургской квартиры. В нашем городе они появились уже в начале XVIII века. Шелковыми китайскими обоями были обиты стенами Меншиковского и Летнего дворца, но это могли себе позволить только богатейшие вельможи и особы приближенные к императору.
Даже в доме кабинет-министра Анны Иоановны, Артемия Волынского в качестве обоев использовался беленый или пропитанный воском холст: «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
С конца XVIII века в Петербурге распространилась мода на штофные обои. Это нашло отражение даже в строках «Евгения Онегина» : «В гостиной штофные обои». А в «Рассказах Бабаушки» Д.Благово можно найти такой отрывок: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». Кое-где изредка встречались кожаные обои, расписанные масляной краской.
Первое упоминание о бумажных обоях относится к 1761 году. В информации об устройстве лифта в Зимнем дворце было сказано: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями».
В то время обои склеивали вручную из отдельных листов бумаги, а краску наносили вручную. В 1817 году в Ропше на Императорской обойной фабрике началось производство обоев в промышленных масштабах. Позднее это предприятие переехало в Царское Село, где Чарльз Камерон построил для него здание около Купальных прудов.
В 1823 году в Англии была изобретена обойнопечатная машина, которая к середин столетия попала и в России. К тому времени, в стране действовали не только государственная, но и частные обойные фабрики.
Самые дешевые обои были одноцветные и изготовлялись методом грунтовки бумажной основы. На дорогие обои узор наносился с помощью деревянных печатных досок. Рифленые или тесненные обои делались при помощи пресса. Были обои, которые вручную золотили и серебрили драгоценными металлами, а затем покрывали масляным лаком. Но дороже всего ценились насыпные обои: по трафарету на бумажную основу наносился клеевой узор, который затем посыпался шерстяными ворсинками. В итоге получалась бархатистая картинка.
В 1840-хх годах появились водонепроницаемые обои, которые лакировали японским растительным лаком. Существовали даже несгораемые обои, пропитанные до нанесения краской фосфорно-аммиачной смесью и квасцами. Такие обои могли служить не выгорая и не осыпаясь до 40 лет.
Методики наклеивания обоев фактически не изменились до наших дней. На сухие стены, прямо по штукатурке наклеивали газеты, а затем при помощи крахмального или мучного клейстера наклеивали обои.
Сложность заключалась в том, что в влажном климате Петербурга не всегда можно было найти хорошо просушенное помещение. А. Вербицкая описывала типичную недорогую петербургскую комнату так: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
Цены на обои в Петербурге неуклонно падали. Если в середине XIX века в Петербурге было 12 обойных магазинов, где обои продавались «по весьма умеренным ценам — обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры — от 10 до 30 руб. за кусок», то к концу столетия в 33-х можно было купить «бумажные» (негрунтованные) — по 9 коп., «фунтовые» — по 20 коп., «глянцевитые» — по 25 коп., «тисненые» — по 85 коп».
Уже в 1849 году по итогам Царскосельской промышленной выставки пресса писала:
«Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».