Как отапливали квартиры в Петербурге?
Я стану говорить, что дороги дрова;
Что вот последний грош сейчас сожгла вдова
Страдальца бедного...
Л. Мей. Дым
Скоро осень и еще через пару недель в наших трубах послышится характерное буль-бульканье. По трубам побежит горячая вода, и наступит отопительный сезон. Горожане будут жаловаться за слишком ранее или слишком позднее подключение горячей воды, порой будут происходить перебои с отоплением, или напротив, в квартирах будут топить так, что трудно будет дышать. Но все это сущие пустяки по сравнению с отопительными проблемами петербуржцев XVIII-XIX века.
До появления парового отопления в 60-ее годы XX века петербургские дома отапливались дровами. Лес доставлялся в город на баржах или барках по Неве, хотя часть топлива перевозилось крестьянами на телегах или шло по Финскому заливу на небольших шхунах – лайбах. Баржа для перевозки леса была рассчитана на 2-3 рейса. После этого она разбиралась и частично шла на топливо, а частично продавалась как «барочный лес» - из него строились дома для бедняков.
Популярным средством транспортировки дров были так называемые «гонки». Это было плоты, на которые помещались четырехполенные дрова. Вот как их описывал академик В.Я. Озерецковский:
«...Строят из шестисаженного тонкого елового лесу четырехсторонние обрубы вышиною в полтора аршина, настилают в оных пол из жердей, скрепляют стены шпонками, а углы — смятыми еловыми прутьями, кои в сем случае надежнее железа; наполняют обрубы дровами, в каждый обруб помещается от 14 до 16 сажен; нагруженные обрубы свозят в одну линию, привязывают один к другому счалками, то есть короткими бревнами... привязывают счалки еловыми измятыми прутьями и таким образом счаливают до 36 обрубов, а напереди плот из бревен, называемый головной, на котором держатся канаты и якори. Сие то есть гонка, которая в длину имеет до 250, а в ширину шесть сажен. Для большего укрепления протягивают через всю гонку толстые канаты, обвертывая оными каждую связь... На головном плоту ставят мачту и таковые же мачты чрез пять обрубов на шестом, а на всей гонке шесть мачт... При попутном ветре подымают парусы и плывут под оными; в тихую ж погоду тянутся на завозах; в первом случае проходят в сутки более 20, а во втором от — 10 до 15 верст; при противном ветре стоят на якорях... В такую гонку погружается дров более 500 сажен, а людей бывает в ней от 16 до 20 человек». С появлением пароходов, плоты с лесом стали перемещать при помощи буксиров.
Для разгрузки барж с лесом использовались крестьяне, которых называли «носаки». У каждого «носака» на плече была кожаная подушечка, которая облегчала его труд. Д.А. Засосов и В.И. Пызин вспоминали: «Как-то странно было видеть на наших богатых гранитных набережных бедно, даже рвано одетых людей в лаптях. Свою тяжелую работу они даже не могли скрасить песней — в Петербурге это было строго запрещено, следила полиция».
Разгруженные дрова разносили по дворам, где они хранились в дровняках, специальных дровяных сараях. Как правило, они занимали большую часть петербургских дворов и доходили до второго этажа. Ведь дрова заготавливались еще летом на весь отопительный сезон. Если двор был настолько мал, что места для дровняка в нем не было, жильцам приходилось покупать дрова прямо с крестьянских подвод. В квартирном договоре всегда оговаривалось как сдается квартира - «с дровами» или «без дров». Если квартира сдавалась без дров, то можно было предположить, что она холодная, и сколько ее не топи, все равно толку не будет. Квартира с дровами сдавалась значительно дороже, ведь домовладелец брал на себе покупку и доставку дров. Правда был риск, что предоставляемое им топливо было не самого лучшего качества. Дрова кололи и разносили по квартирам дворники. За это они получали отдельную плату.
Принесенные с улицы дрова некоторое время оставляли для просушки в лестничных дровняках или под подоконниками окон. Для отопления государственных учреждений и промышленности, с конца XVIII века в Петербург привозили уголь из Шотландии. Попытки отапливать город русским углем успеха не имели, и быстро закончились фиаском из-за дороговизны и низкого качества последнего.