Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > Жить в Петербурге > Как отапливали квартиры в Петербурге?
02 сен 2014

Как отапливали квартиры в Петербурге?

Баржи с дровами у Михайловского замка

Я стану говорить, что дороги дрова; 

Что вот последний грош сейчас сожгла вдова

Страдальца бедного... 

Л. Мей. Дым 

Скоро осень и еще через пару недель в наших трубах послышится характерное буль-бульканье. По трубам побежит горячая вода, и наступит отопительный сезон. Горожане будут жаловаться за слишком ранее или слишком позднее подключение горячей воды, порой будут происходить перебои с отоплением, или напротив, в квартирах будут топить так, что трудно будет дышать. Но все это сущие пустяки по сравнению с отопительными проблемами петербуржцев XVIII-XIX века.

До появления парового отопления в 60-ее годы XX века петербургские дома отапливались дровами. Лес доставлялся в город на баржах или барках по Неве, хотя часть топлива перевозилось крестьянами на телегах или шло по Финскому заливу на небольших шхунах – лайбах. Баржа для перевозки леса была рассчитана на 2-3 рейса. После этого она разбиралась и частично шла на топливо, а  частично продавалась как «барочный лес» - из него строились дома для бедняков. 

Разбросанные по городу дрова, после наводнения 1924 года

Популярным средством транспортировки дров были так называемые «гонки». Это было плоты, на которые помещались четырехполенные дрова. Вот как их описывал академик В.Я. Озерецковский:

«...Строят из шестисаженного тонкого елового лесу четырехсторонние обрубы вышиною в полтора аршина, настилают в оных пол из жердей, скрепляют стены шпонками, а углы — смятыми еловыми прутьями, кои в сем случае надежнее железа; наполняют обрубы дровами, в каждый обруб помещается от 14 до 16 сажен; нагруженные обрубы свозят в одну линию, привязывают один к другому счалками, то есть короткими бревнами... привязывают счалки еловыми измятыми прутьями и таким образом счаливают до 36 обрубов, а напереди плот из бревен, называемый головной, на котором держатся канаты и якори. Сие то есть гонка, которая в длину имеет до 250, а в ширину шесть сажен. Для большего укрепления протягивают через всю гонку толстые канаты, обвертывая оными каждую связь... На головном плоту ставят мачту и таковые же мачты чрез пять обрубов на шестом, а на всей гонке шесть мачт... При попутном ветре подымают парусы и плывут под оными; в тихую ж погоду тянутся на завозах; в первом случае проходят в сутки более 20, а во втором от — 10 до 15 верст; при противном ветре стоят на якорях... В такую гонку погружается дров более 500 сажен, а людей бывает в ней от 16 до 20 человек». С появлением пароходов, плоты с лесом стали перемещать при помощи буксиров.  

Для разгрузки барж с лесом использовались крестьяне, которых называли «носаки». У каждого «носака» на плече была кожаная подушечка, которая облегчала его труд. Д.А. Засосов и В.И. Пызин вспоминали: «Как-то странно было видеть на наших богатых гранитных набережных бедно, даже рвано одетых людей в лаптях. Свою тяжелую работу они даже не могли скрасить песней — в Петербурге это было строго запрещено, следила полиция». 

Разгруженные дрова разносили по дворам, где они хранились в дровняках, специальных дровяных сараях. Как правило, они занимали большую часть петербургских дворов и доходили до второго этажа. Ведь дрова заготавливались еще летом на весь отопительный сезон. Если двор был настолько мал, что места для дровняка в нем не было, жильцам приходилось покупать дрова прямо с крестьянских подвод. В квартирном договоре всегда оговаривалось как сдается квартира - «с дровами» или «без дров». Если квартира сдавалась без дров, то можно было предположить, что она холодная, и сколько ее не топи, все равно толку не будет. Квартира с дровами сдавалась значительно дороже, ведь домовладелец брал на себе покупку и доставку дров. Правда был риск, что предоставляемое им топливо было не самого лучшего качества. Дрова кололи и разносили по квартирам дворники. За это они получали отдельную плату.

Принесенные с улицы дрова некоторое время оставляли для просушки в лестничных дровняках или под подоконниками окон. Для отопления государственных учреждений и промышленности, с конца XVIII века в Петербург привозили уголь из Шотландии. Попытки отапливать город русским углем успеха не имели, и быстро закончились фиаском из-за дороговизны и низкого качества последнего.   

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *