Поиск по блогу
Авторы
Наталия Комшанова
Руководитель отдела аренды квартир
Сергей Морев
Директор Петербургских отелей
Вячеслав Герасименко
Редактор блога
Лилия Рахимова
Руководитель сервисного отдела
Валентина Кирюшина
Менеджер отдела аренды квартир
Все авторы
Главная > Блог > История > Пасхальные традиции Петербурга
05 май 2013

Пасхальные традиции Петербурга

Накануне праздника Светлой Пасхи встретила в книге следующее фото из 1900-х годов:

Чаепитие на Пасхальной неделе у начальника хирургического отделения больницы в Петрограде.

Не знаю даже, что меня заинтриговало больше – хирургическое ли отделение с портретами императора и императрицы (а они, как выяснилось, висели во всех государственных учреждениях дореволюционной России, ну надо же, совсем как сейчас), пасхальные ли яйца у веселых усатых врачей (мда, много ли мне надо от фотографии...), так или иначе, любопытство охватило и не отпускает; давайте срочно знакомиться с традициями дореволюционной Пасхи.

Просто, если начинать с конца, мы к этим традициям сегодня неумолимо возвращаемся, и не только в ключе спешного наверстывания запрещенной в Ленинграде веры. Отмечание Пасхи снова становится светским, распространяется именно как городской праздник (хоть пока и без народных гуляний). Может быть, вы тоже заметили: все больше людей ежегодно приходит на Крестный ход не как на духовное собрание для истово верующих, но как на социальное мероприятие, где можно познакомиться с существующими традициями или применить накопленные в них навыки, пообщаться с соседями по району (зачем ходить в Казанский собор, если на каждые несколько кварталов есть своя церковь, верно?), просто прогуляться по ночному городу, чувствуя свою причастность к вибрирующей в нем жизни. Эта причастность мне кажется самым ценным приобретением, самым надежным признаком существующих между вами и городом отношений, а не к этому ли мы все стремимся?

 

В России на рубеже XIX-XX веков Пасха была одним из самых любимых праздников, веселым и солнечным, непроизвольно символизирующим приход весны своим переменчивым положением в календаре. Пасха традиционно празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но подготовка к ней начинается задолго до этого дня: в течение семинедельного Великого поста, ей предшествующего.

За неделю до Пасхи весь Петербург преображался: повсюду открывались вербные базары, где можно было купить все необходимое для праздника – пасхальные открытки, игрушки и украшения, вербу. В 1900-х годах в продаже появились уже готовые пасхальные наборы для приготовления пасхи, куличей и для окрашивания яиц.

Изрядно потолкавшись в толпе – на базарах собирался чуть ли не весь город, – в продаже можно было найти павлиньи перья и живых птиц, чертиков в банках с водой, воздушные шары, парфюмерию и спички, а также особые "вербные" вафли: ассортимент был самый широкий и разнообразный. Реклама велась устно, рифмованные строки распевались продавцами на все лады.

Купите спички Лапшина -
Горят, как солнце и луна!

 

Вербные базары Петербурга

В ночь с субботы на воскресенье город, прежде подавленный хмуростью Великого поста, оживал, и празднично одетые горожане собирались на богослужения, так что церкви не могли вместить всех прихожан.

 

«Толпа стояла при входе и ждала самого торжественного момента, – крестного хода, когда весь синклит в сверкающих светлых ризах выходит в сопровождении несущих хоругви и высокие светильники-свечи, обходит храм и на паперти провозглашает: «Христос воскресе!» – вся толпа с горящими свечами отвечает: «Воистину воскресе!» Этим открывается сам праздник.

Освящение куличей и пасхи. Иллюстрация из путеводителя Дж. Добсона «Санкт-Петербург», Лондон, 1910 г.

Большинство уже не претендует на вход в храм, чувствуя, что самое главное позади, а впереди, дома, – не менее важное – разговение – обильное пиршество с самыми вкусными яствами, особенно для тех, кто по традиции во время поста ограничивал свой стол.

Все расходятся группами по домам, шумно христосуясь, и – что самое интересное для молодежи – все стараются донести свои зажженные свечи домой, чтобы засветить ими лампадки»

«Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX - XX веков». Д. Засосов, Д. Пызин

В воскресенье праздник переходил от духовного к семейному: начиналась череда визитов к родственникам и друзьям, во время которых обязательно было дарить пасхальные подарки – открытки и раскрашенные яйца. С понедельника в городе снова разрешались публичные увеселения, и повсюду начинались народные гуляния, балы и спектакли.

 

В быту Святая неделя знаменуется визитами с поздравлениями, с угощением обязательно пасхой и куличом… В булочных выпекались «жаворонки» с изюминками вместо глаз.

Молодежь веселилась на балах. Так же весело, хоть и без балов, веселилась окраина. Вся улица бывала запружена гуляющими, а в садах открывалось катание на лодках, да и по Неве, если Пасха совпадала с открытием навигации.

«Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX - XX веков». Д. Засосов, Д. Пызин

Пасхальные балы устраивались вплоть до 1920-х гг.

 

С праздником Светлой Пасхи, дорогие наши гости и читатели!

Оставить комментарий

Имя *
Email *
Комментарий
Код с картинки *