Пасхальные традиции Петербурга
Накануне праздника Светлой Пасхи встретила в книге следующее фото из 1900-х годов:
Не знаю даже, что меня заинтриговало больше – хирургическое ли отделение с портретами императора и императрицы (а они, как выяснилось, висели во всех государственных учреждениях дореволюционной России, ну надо же, совсем как сейчас), пасхальные ли яйца у веселых усатых врачей (мда, много ли мне надо от фотографии...), так или иначе, любопытство охватило и не отпускает; давайте срочно знакомиться с традициями дореволюционной Пасхи.
Просто, если начинать с конца, мы к этим традициям сегодня неумолимо возвращаемся, и не только в ключе спешного наверстывания запрещенной в Ленинграде веры. Отмечание Пасхи снова становится светским, распространяется именно как городской праздник (хоть пока и без народных гуляний). Может быть, вы тоже заметили: все больше людей ежегодно приходит на Крестный ход не как на духовное собрание для истово верующих, но как на социальное мероприятие, где можно познакомиться с существующими традициями или применить накопленные в них навыки, пообщаться с соседями по району (зачем ходить в Казанский собор, если на каждые несколько кварталов есть своя церковь, верно?), просто прогуляться по ночному городу, чувствуя свою причастность к вибрирующей в нем жизни. Эта причастность мне кажется самым ценным приобретением, самым надежным признаком существующих между вами и городом отношений, а не к этому ли мы все стремимся?
В России на рубеже XIX-XX веков Пасха была одним из самых любимых праздников, веселым и солнечным, непроизвольно символизирующим приход весны своим переменчивым положением в календаре. Пасха традиционно празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но подготовка к ней начинается задолго до этого дня: в течение семинедельного Великого поста, ей предшествующего.
За неделю до Пасхи весь Петербург преображался: повсюду открывались вербные базары, где можно было купить все необходимое для праздника – пасхальные открытки, игрушки и украшения, вербу. В 1900-х годах в продаже появились уже готовые пасхальные наборы для приготовления пасхи, куличей и для окрашивания яиц.
Изрядно потолкавшись в толпе – на базарах собирался чуть ли не весь город, – в продаже можно было найти павлиньи перья и живых птиц, чертиков в банках с водой, воздушные шары, парфюмерию и спички, а также особые "вербные" вафли: ассортимент был самый широкий и разнообразный. Реклама велась устно, рифмованные строки распевались продавцами на все лады.
Купите спички Лапшина -
Горят, как солнце и луна!
В ночь с субботы на воскресенье город, прежде подавленный хмуростью Великого поста, оживал, и празднично одетые горожане собирались на богослужения, так что церкви не могли вместить всех прихожан.
«Толпа стояла при входе и ждала самого торжественного момента, – крестного хода, когда весь синклит в сверкающих светлых ризах выходит в сопровождении несущих хоругви и высокие светильники-свечи, обходит храм и на паперти провозглашает: «Христос воскресе!» – вся толпа с горящими свечами отвечает: «Воистину воскресе!» Этим открывается сам праздник.
Большинство уже не претендует на вход в храм, чувствуя, что самое главное позади, а впереди, дома, – не менее важное – разговение – обильное пиршество с самыми вкусными яствами, особенно для тех, кто по традиции во время поста ограничивал свой стол.
Все расходятся группами по домам, шумно христосуясь, и – что самое интересное для молодежи – все стараются донести свои зажженные свечи домой, чтобы засветить ими лампадки»
«Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX - XX веков». Д. Засосов, Д. Пызин
В воскресенье праздник переходил от духовного к семейному: начиналась череда визитов к родственникам и друзьям, во время которых обязательно было дарить пасхальные подарки – открытки и раскрашенные яйца. С понедельника в городе снова разрешались публичные увеселения, и повсюду начинались народные гуляния, балы и спектакли.
В быту Святая неделя знаменуется визитами с поздравлениями, с угощением обязательно пасхой и куличом… В булочных выпекались «жаворонки» с изюминками вместо глаз.
Молодежь веселилась на балах. Так же весело, хоть и без балов, веселилась окраина. Вся улица бывала запружена гуляющими, а в садах открывалось катание на лодках, да и по Неве, если Пасха совпадала с открытием навигации.
«Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX - XX веков». Д. Засосов, Д. Пызин
Пасхальные балы устраивались вплоть до 1920-х гг.
С праздником Светлой Пасхи, дорогие наши гости и читатели!